Харьков 050-420-90-30 +38 050-420-90-30 +38 098-226-03-38 Киев 097-493-63-61 +38 097-493-63-61 Днепр 067-670-07-07 +38 067-670-07-07
* информация для специалистов медиков

Посмотри на мир без очков

Все родители хотят, чтобы их ребенок не испытывал проблем со зрением. Общеизвестно, что снижение зрения часто влечет за собой другие неприятности: неправильную осанку, изменение реакции, порой головные боли... Насколько важно сохранить нормальное зрение у детей, особенно у школьников, и что делать, если близорукость все же возникла, — нам рассказывает врач-офтальмолог Международного медицинского центра «Офтальмика» (г. Харьков) Екатерина ТКАЧЕНКО.

Екатерина Николаевна, какие опасности подстерегают детское зрение, и чем грозит ребенку близорукость?

Е. Т. Главная опасность — чрезмерная нагрузка на глаза. А ее предостаточно. Сейчас дети много работают за компьютером. Я сталкиваюсь с тем, что школьники уже делают на компьютере не только рефераты, но и домашние задания. И получают зрительную нагрузку в несколько раз больше, чем следует. Дети предпочитают сидение перед компьютером играм во дворе. Это надо ограничивать. Родители должны понимать: компьютер — нужная вещь, ребенок с его помощью развивается и обучается, но потом он привыкает к компьютеру. Ребенок ведь не понимает, что это вредно. Если взять чтение, то, как правило, человек не читает несколько страниц подряд, совершенно не отрываясь от книги. Надо хотя бы перевернуть лист. А компьютер настолько привлекает внимание ребенка, что он может часами неотрывно смотреть на монитор. Для глаз это очень тяжело.

Близорукость — многофакторное заболевание. Самым главным фактором ее возникновения является наследственная предрасположенность. Если у ребенка оба родителя имеют близорукость, то очень вероятно, что и у него зрение будет не очень хорошим. Хотя случается по-всякому. К другим факторам относится нагрузка на глаза, т. е. зрительная нагрузка, и освещение, при котором ребенок эту нагрузку получает. Большая часть работ выполняется школьниками при искусственном освещении. Хорошо, если это обыкновенная лампочка накаливания, так называемая «груша», а не люминесцентная лампа «дневного света». Люминесцентные лампы недопустимы для занятий. В них постоянно идет неуловимое мозгом мерцание. И свет у них то ярче, то тусклее. Если ребенок читает или пишет при такой лампе — это опасно. Лучше доверять обыкновенным настольным лампам, которые использовались еще в советские времена. Свет должен быть направлен четко на рабочую поверхность. Причем он должен светить с левой стороны, чтобы ребенок рукой не закрывал то, что пишет (если он не левша). Если же школьник пишет левой рукой, то свет должен быть направлен справа. Следующий фактор — физическая активность: чем лучше работает организм — тем лучше в нем происходят обменные процессы. Но сейчас, к сожалению, многие родители берут детям справки, освобождающие их от посещения уроков физкультуры. Часто из-за ограничений по зрению. «У нас очки и мы из-за этого не будем ходить на физкультуру». Этим они делают своим детям только хуже. Ребенок должен прыгать, бегать. Пусть это будут занятия в какой-то специальной группе или секции, по индивидуальной программе. Во время занятий физкультурой улучшается кровообращение, вырабатывается масса полезных веществ, например, глюкоза, и у ребенка улучшаются обменные процессы, в том числе и в глазах, и в головном мозге. Родители не должны поощрять непосещение физкультуры.
Еще важный фактор — питание. Мы недавно смотрели, какое количество ингредиентов с буквой «Е» (пищевые добавки) присутствуют в самом обыкновенном мороженном. После этого даже мороженое не хочется кушать. Сейчас некоторые «Е» заменяют другими словами, от которых тоже становится страшно. Суть не меняется. А ведь все, что мы едим, влияет на наш организм. Поэтому роль питания в деле ухудшения зрения тоже нельзя исключать. Мы не знаем, что за мясо и овощи мы покупаем на рынке или в магазине. Сейчас все продукты под вопросом. Но фрукты и овощи есть надо обязательно. И, конечно, лучше, если они будут с бабушкиного огорода.
Как известно, все детки рождаются с плюсовой рефракцией, то есть с дальнозоркостью. В шесть-семь лет оптика глаза приближается к нулю: ребенок не дальнозоркий и не близорукий. Если все нормально и нет никаких факторов, которые могут привести к близорукости, то такая оптика у глаза и остается.

А если нет? Чем чревата близорукость, и что делать, если она появилась?


Е. Т. Если ребенок успешно перерос дальнозоркость, то внимание на состояние его зрения родителям необходимо обращать с 7-8 лет. Самый главный первый признак ухудшения зрения и близорукости — если ребенок начинает щуриться. Например, он смотрит телевизор и прищуривает глаза. Значит, он пытается сфокусировать зрение на дальнем расстоянии, но это у него не совсем получается.
Школьники, которые имеют плохое зрение, порой даже отстают в умственном развитии по сравнению с детьми, имеющими нормальное зрение. Связано это с тем, что они могут получать гораздо меньше информации. Иногда они отстают и в физическом развитии, потому что очки ограничивают их в занятиях физкультурой и спортом. Детки боятся играть в футбол или в другие игры со своими сверстниками, так как могут разбить очки. К тому же плохое зрение почти всегда приводит к нарушению осанки, оттого что ребенок пытается читать на близком расстоянии. И речь идет не только о том, что зрение плохое, а о том, что весь организм из-за этого развивается не совсем полноценно.

И надо вести ребенка к врачу, капать атропин?


Е. Т. Сейчас есть более щадящие препараты. Атропин закапывают только в некоторых случаях. Существуют определенные показания — кому атропин, а кому более слабые препараты. Кому-то, может, вообще капать не нужно. Сейчас появились препараты, которые действуют не так, как атропин — две недели, а до 24 часов, но эффект такой же. По правилам, атропин следует закапывать под наблюдением невропатолога. Если отсутствует такой специалист — атропин лучше не капать. Это серьезный препарат.

Часто встречаются дети дошкольного возраста, которые ходят в очках...


Е. Т. Как я уже сказала, дети рождаются дальнозоркими, и у кого-то переход в нормальную рефракцию происходит быстрее, а у кого-то зрение +2 или +3 может сохраняться достаточно долго. Вплоть до поступления в школу. Чтобы исправить эту ситуацию, детям назначают очки. Это те очки, которые ребенок может впоследствии перерасти.
С близорукостью все наоборот: сначала ребенок видит чуть-чуть похуже, а потом все хуже и хуже, но многие родители и сами дети не знают до медосмотра, что с глазами такая проблема. А ребенок просто не понимает, как видеть лучше — ему не с чем сравнить свое зрение. Оно постепенно снижается, а ребенок этого не замечает, считает, что так и должно быть. И когда родители узнают, что у ребенка плохое зрение, некоторые из них, почему-то, считают, что носить очки — это еще больше испортить глаза. И если ребенок наденет очки, то он от них уже никогда не откажется. Да, не откажется. Но, а как жить с плохим зрением и ничего не видеть? Прежде всего — это вопрос безопасности самого ребенка. Он идет по улице и не видит ничего вокруг буквально на расстоянии пяти метров. А машины, ямы, открытые люки?

Что может предложить офтальмолог?


Е. Т. Здесь уже в дело вступает такой важнейший фактор лечения близорукости как метод коррекции. Некоторые родители ошибочно полагают, что близорукость не следует корректировать. Пусть ребенок напрягает глаза, и ничего страшного, если не носить очки. Но в этом случае глаза ребенка все время работают в напряжении. Возникает состояние, которое называется спазм аккомодации. Определенные мышцы напрягают глаза как для зрения вдаль, так и для зрения вблизи, т. е. аккомодируют глаз. Благодаря этому люди могут хорошо видеть и далеко, и вблизи. Если эти мышцы постоянно напряжены — глаз не может нормально смотреть. Мало того, что ребенок уже плохо видит, — такое состояние мышц усугубляет прогрессирование близорукости. Если не корректировать зрение — могут появиться более серьезные проблемы.
Сейчас все говорят о «качестве жизни». У детей с плохим зрением качество жизни намного ниже. Им необходимо носить очки или пробовать иные методы. Сейчас у нас появился новый способ коррекции — ночные контактные линзы для детей и школьников.

Почему они называются ночными?


Е. Т. Потому что они надеваются на ночь. Ребенок спит в этих линзах, а утром, днем и вечером хорошо видит без линз. Они надеваются на восемь часов сна.

Каков механизм их действия?


Е. Т. У нас в глазу есть природная линза — роговица, которая фокусирует лучи на сетчатке. При близорукости глазное яблоко увеличивается, а фокусное расстояние линзы остается прежним, и лучи фокусируются перед сетчаткой. На длину глазного яблока, теоретически, мы повлиять не можем. Но мы можем немного поменять саму оптическую систему: поставить перед глазом очки — дополнительную линзу. Или же сделать более плоской нашу природную линзу — роговицу. Ночная линза «выравнивает» роговицу без большого давления и серьезных изменений. Речь идет о микронах. Эти изменения тоньше человеческого волоса. За восемь часов сна одетая на роговицу линза в нужном месте делает ее более плоской, и не по всей поверхности, а только в центре. В результате меняется преломляющая сила нашей природной линзы.

Что ребенок чувствует, когда надевает эти линзы? Не мешают ли они ему спать?


Е. Т. Ребенок абсолютно ничего не чувствует. Эти линзочки маленькие, тоненькие, хотя и жесткие, имеющие форму. Я спрашивала у деток, которые используют эти линзы, нормально ли они спят. Все отвечают: «Отлично».

И какой курс лечения?


Е. Т. Эти линзы нужно носить постоянно, чтобы все время поддерживать необходимую форму роговицы. Если от них отказаться — близорукость восстанавливается.

Взрослым этот метод не подходит?


Е. Т. У взрослых есть такой чудесный метод коррекции, как лазер. Детям делать лазерную коррекцию мы не можем. Подобную операцию детям проводят только в исключительных случаях, например, если разница между глазами 5-6 диоптрий. Преимущества применения линз в том, что ребенок на протяжении целого дня не нуждается ни в каких средствах коррекции! Ни в очках, ни в обыкновенных контактных линзах. Он, как и все его сверстники, хорошо видит. Он подвижен и нормально воспринимает окружающий мир.

Беседовал Сергей КРАМАРЕНКО.


Запись на прием к врачу


После отправки сообщения, наш специалист свяжется с Вами для уточнения деталей

Записаться к врачу
Укажите желаемую дату приема


Вверх

ХАРЬКОВ

Площадь Конституции 26
Дом Науки и Техники, 2й этаж

+38 /057/ 760 47 60
+38 /057/ 760 47 70
+38 /057/ 759 09 99
+38 /057/ 714 29 72

КИЕВ

+38 /044/ 360 29 60
+38 /097/ 493 63 61

ул. Попудренка ,34
( водолечебница) каб 708)

пр-т 40 летия октября 59 а
( поликлиника № 10 )
Голосиевского района (каб 701)

ДНЕПР

пр-т Карла Маркса 67 -А во дворе ТЦ "ГРАНД ПЛАЗА", (остановка ул. Ленина)

+38 /056/ 767 16 77
+38 /0562/ 36 10 83
моб. +38 /067/ 670 07 07