Харьков 050-420-90-30 +38 050-420-90-30 +38 098-226-03-38 Киев 097-493-63-61 +38 097-493-63-61 Днепр 067-670-07-07 +38 067-670-07-07
* информация для специалистов медиков

Санитарные норма для школ и детских садов


В стенах школы или детского сада наши дети проводят достаточно много времени. Любой родитель беспокоится о том, чтобы его ребенок учился или воспитывался в нормальных условиях. О том, какие санитарные нормы показателей микроклимата и освещения в детских учебных заведениях и при какой температуре наружного воздуха занятия в школах прекращаются, нашей газете рассказала заведующая отделением гигиены детей и подростков Харьковской областной санитарно-эпидемиологической станции Татьяна Борисовна ЕФИМОВА.


Т. Е. Вопросы соблюдения санитарно-гигиенических показателей микроклимата и освещения в учебных заведениях играют важнейшую роль в сохранении и укреплении здоровья детей. В связи с возрастными особенностями теплорегуляции у детей и подростков наблюдается большая чувствительность к изменению микроклимата, что диктует необходимость обеспечения воздушного и теплового комфорта помещений.
Несоблюдение норм температуры воздуха в помещении, в особенности — в комбинации с высокой влажностью, повышенной скоростью движения воздуха, вызывает усиление отдачи тепла, что приводит к его дефициту и охлаждению организма, развитию на этом фоне заболеваний.


Гигиеническое нормирование микроклимата помещений ориентировано на возраст ребенка, функциональное назначения помещений и климатическую зону.
Микроклиматические условия учебных помещений характеризуются температурой воздуха, относительной влажностью воздуха, скоростью движения воздуха, интенсивностью теплового (инфракрасного) облучения, температурой поверхности.
В помещениях дошкольных учебных заведений температура воздуха должна составлять: в игровой и раздевальной ясельных групп — 22 Сº, дошкольных — 20-21 Сº; в спальне ясельных групп — 21 Сº, дошкольных — 19 Сº; в туалетной ясельных групп — 22 Сº, дошкольных — 20 Сº; в залах для музыкальных и физкультурных занятий — 19 Сº; в помещениях бассейна — 29-30 Сº; в медицинских помещениях — 22 Сº. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей принимается 40-55%.
В помещениях общеобразовательных учебных заведений относительная влажность воздуха должна быть 40-60%, температура воздуха в классах и кабинетах — 17-18 Сº, в мастерских по обработке металла и дерева — 16-18 Сº, в спортивных залах — 15-17 Сº, в раздевальных при них — 19-23 Сº, в актовом зале — 17-20 Сº, в библиотеке — 16-18 Сº, в медицинских кабинетах — 21-23 Сº, в спальных помещениях — 18-20 Сº, в умывальных — 20-23 Сº, в вестибюле, гардеробе — 16-19 Сº, в туалетах — 17-21 Сº, в душевых — не ниже 25 Сº.
Температура ниже указанных нормативов недопустима.
Соблюдению температурного режима способствуют использование строительных материалов с теплоизоляционными свойствами, бесперебойное функционирование систем отопления, застекление окон, утепление окон, дверей, своевременный ремонт кровель, ликвидация щелей и т. п.
Изменение воздушной среды помещений возможно также вследствие выделения химического загрязнения при неправильном использовании полимерных материалов, дезинфицирующих средств, неисправности вытяжных устройств и др. Химические загрязнения могут оказывать аллергизирующее, раздражающее и даже токсическое действие.
Для обеспечения оптимальных условий пребывания детей в учебных помещениях необходимо проводить и мероприятия, направленные на профилактику загрязнения воздуха:
— приведение численности детей в соответствие гигиенической норме вместимости;
— использование помещений учреждений по назначению;
— использование оборудования, полимерных материалов, моющих, дезинфицирующих средств только при наличии документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность;
— регулярное и правильное проветривание;
— ежедневная влажная уборка помещений, при необходимости с использованием дезинфицирующих средств.
Соблюдение воздушно-теплового режима способствует уменьшению случаев заболеваний острыми респираторными инфекциями и иными болезнями.
Вопрос соблюдения воздушно-теплового режима в учебных заведениях находится под постоянным надзором специалистов санэпидслужбы области. При выявлении нарушений применяются административные и административно-предупредительные меры.
С целью предупреждения роста заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом при снижении температуры наружного воздуха, в соответствии с санитарными нормами и правилами, органами местной исполнительной власти принимается решение о прекращении учебного процесса: для учеников начальных классов — при снижении температуры воздуха до —20 Сº, при скорости движения воздуха больше 5 м/с и влажности выше 80%; для учеников 5-12 классов — при температуре —24 Сº. Кроме того, решение о прекращении учебного процесса принимается также при чрезвычайных ситуациях.
Обеспечение нормированных уровней естественного и искусственного освещения является одной из составных профилактики снижения остроты зрения у детей. Следует отметить, что в структуре общей заболеваемости — близорукость постоянно занимает одно из ведущих мест, и показатели ее из года в год не уменьшаются. Не последнюю роль в формировании близорукости у детей играют недостаточные уровни естественного и искусственного освещения в учреждениях.
Световой режим в учреждениях для детей предусматривает рациональное в количественном и качественном отношении освещение всех, но в первую очередь, основных помещений.
В учреждениях для детей естественное освещение определяется многими нормативными показателями, среди которых ведущими являются: правильное расположение здания на участке, ориентация его основных помещений, достаточный коэффициент естественной освещенности, световой коэффициент. Естественное освещение в основных помещениях должно быть достаточным, равномерным, без блесткости и теней на рабочем месте.
Рекомендуемой ориентацией основных помещений является расположение окон на юг, юго-восток и восток; на север можно ориентировать только кабинеты изобразительного искусства и черчения, где необходимо равномерное освещение. Оптимальный уровень естественного освещения обеспечивается при верхнем и боковом освещении помещений. Световой поток должен быть направлен по левую сторону, а в мастерских по обработке металла должно преобладать правостороннее или прямое светораспределение. Коэффициент естественного освещения (КЕО) в учебных помещениях должен быть 2,5%, минимальный КЕО в основных помещениях дошкольных учебных заведений — 1,5%.
При ленточном застеклении, а также ориентации на юго-восток, юг обязательно обустройство солнцезащитными средствами (жалюзи, шторы из ткани с достаточными светопропускными свойствами).
Запыленность и загрязненность окон снижают уровень естественного освещения на 40% и более, замерзание стекол зимой — на 60-80%.
В Украине с сентября по май необходимо повышать уровень освещения с помощью искусственного освещения, которое обеспечивается люминесцентными лампами (целесообразнее) и лампами накаливания с соответствующей арматурой, которая должна давать рассеянный свет, быть безопасной и надежной.
Сегодня в учебных заведениях чаще применяются энергосберегающие лампы. Их использование должно быть при обязательном наличии заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, инструкции по использованию, решению вопроса хранения, утилизации отработанных и поврежденных ламп. Ни в коем случае нельзя хранить такие лампы в учреждении, поскольку они в своем составе имеют ртуть, которая оказывает отрицательное влияние на состояние здоровья человека, в особенности ребенка.
При исследовании физических факторов, которые создают малокомпактные люминесцентные лампы, на расстоянии до 0,5 м были выявлены значительные превышения предельно-допустимых уровней электромагнитного поля, поэтому такие лампы могут использоваться только для общего освещения.
Уровни искусственного освещения должны отвечать действующим гигиеническим требованиям. При использовании люминесцентных ламп освещенность основных помещений дошкольных учреждений должна составлять не менее 200 лк, в спальнях — 75 лк; в учебных помещениях школ — 300 лк; при использовании ламп накаливания в дошкольных учреждениях — 100 лк, школах — 150 лк. Удельная мощность в помещениях дошкольных учреждений при использовании люминесцентных ламп — 15-18 Вт/м2, ламп накаливания — 30-36 Вт/м2, в школах, соответственно, — 24-28 Вт/м2 и 48 Вт/м2.


Запись на прием к врачу


После отправки сообщения, наш специалист свяжется с Вами для уточнения деталей

Записаться к врачу
Укажите желаемую дату приема


Вверх

ХАРЬКОВ

Площадь Конституции 26
Дом Науки и Техники, 2й этаж

+38 /057/ 760 47 60
+38 /057/ 760 47 70
+38 /057/ 759 09 99
+38 /057/ 714 29 72

КИЕВ

+38 /044/ 360 29 60
+38 /097/ 493 63 61

ул. Попудренка ,34
( водолечебница) каб 708)

пр-т 40 летия октября 59 а
( поликлиника № 10 )
Голосиевского района (каб 701)

ДНЕПР

пр-т Карла Маркса 67 -А во дворе ТЦ "ГРАНД ПЛАЗА", (остановка ул. Ленина)

+38 /056/ 767 16 77
+38 /0562/ 36 10 83
моб. +38 /067/ 670 07 07