Харьков 050-420-90-30 +38 050-420-90-30 +38 098-226-03-38 Киев 097-493-63-61 +38 097-493-63-61 Днепр 067-670-07-07 +38 067-670-07-07
* информация для специалистов медиков

Школа: дети, не нервничайте!

С началом осени меняется не только погода, одежда и настроение — проходит сезон отпусков и каникул, а значит, надо настроиться на трудовые будни. У взрослых период адаптации к работе после отдыха протекает значительно быстрее и легче, чем у детей к школе. О том, как «вывести» школьника из состояния каникул, чтобы избежать проблем с учебой, нам рассказывает заведующая отделом психиатрии
ГУ Института охраны здоровья детей и подростков АМН Украины, д. м. н. Татьяна Юрьевна ПРОСКУРИНА.

Т. П. После длительного летнего отдыха школьные занятия являются для детей в какой­то мере стрессовой ситуацией. Детям тяжело дается возвращение к режиму после летней свободы. Многие из них болезненно воспринимают необходимость дисциплины и усидчивости во время учебного процесса. Не все хотят «включать мозги» и входить в процесс обучения.


У школьников разных возрастных групп процесс адаптации к школе после летних каникул также проходит по­разному. Быстрее всего в школьную жизнь включаются старшеклассники. Они уже неоднократно переживали эту ситуацию, и для адаптации к учебному процессу и изменению режима им будет достаточно 2­3 недель.
А вот те, кто пошли в первый класс, могут испытывать определенный стресс. Процесс адаптации в школе у них может занимать несколько месяцев. Помочь ребенку должен и учитель, и родители. Для того чтобы смягчить такую перемену обстановки, детям необходимо соблюдать режим дня, делать продуктивный перерыв между занятиями в школе и дома. Пришли со школы — отдых, какие­то подвижные игры, а потом занятия, и через каждые 20 минут надо делать перерывы.
Первоклассники — это шестилетние дети. Вместо кукол и игрушек у них теперь книги и тетради. И в таких условиях у первоклассников нередко могут проявиться те или иные психоэмоциональные особенности характера.
Чаще всего у первоклашек мы сталкиваемся с невротическими реакциями, с синдромом двигательной расторможенности. Это — гиперактивные дети. Таким детям трудно высидеть даже на тридцатиминутном уроке: для них это большое напряжение.
Родителям стоит обратить внимание на такие моменты: ребенок неусидчивый, он не может выучить стихотворение, постоянно отвлекается, не может сосредоточиться, не хочет делать уроки или делает их очень долго. Ему тяжело дается чтение, написание букв, он быстро утомляется.
Такие дети капризные, с трудом привыкают к новым условиям, плохо контактируют с другими детьми, боятся учителя. Иногда у них возникают головные боли, носовые кровотечения. Они склонны к аффекту: «не хочу учиться, хочу гулять или играть на компьютере!»
Компьютеры сейчас у детей, даже шестилетних, — это какой-­то бич. Читать пока они не умеют, зато играют в компьютерные игры, которые влияют не только на зрение.

Ведь, в основном, это возбуждающие игры, построенные на агрессии.

Если ребенок гиперактивный, то не стоит впадать в панику. Это совсем не трагедия, и не надо считать, что такой ребенок «выпадает» из общества. Это очень подвижные дети, и задача родителей и учителей — направить их энергию в нужное русло, привлечь их внимание и сосредоточить его на необходимых и полезных занятиях.

Следует отметить, что немаловажную роль играет и то, как ребенок появился на свет. На сегодняшний день из 10 родов — только 2­3 проходят нормально. Осложненное появление на свет может проявиться в будущем различными отклонениями в поведении и в здоровье. В том числе — неадекватным поведением в стрессовых ситуациях. Такие малыши далеко не всегда выполняют элементарные указания родителей: сядь, что-­то сделай, что­-то принеси. Как правило, такие дети просто рассеянные. И нельзя сказать, что они «неадекватные», потому что, говоря «неадекватные», мы как бы уже ставим им диагноз. А это не всегда правомерно.
Детям с рассеянным вниманием бывает очень тяжело. У них как раз и возникают проблемы школьной дезадаптации. Они не вливаются в коллектив, им сложно дружить с другими детьми. Классные работы таких детей чаще всего написаны плохо, а вот домашние задания, которые выполняются индивидуально, под присмотром родителей или репетиторов, всегда лучше и аккуратнее. Хотя само выполнение домашнего задания у ребенка занимает много времени, и он быстро утомляется.
Для таких детей нужен особый режим: 15 минут работа — 10 минут перерыв.
Что касается детей постарше (2­4 классы), то для них выполнение домашних заданий также становится непривычным занятием. И даже если малыш нормально учился в 1 классе, но в течение летних каникул не повторял материал и не выполнял летних заданий, то он отвыкает от школы. Нередко у таких детей возникают те же проявления рассеянного внимания. А так как с каждым учебным годом школьная программа увеличивается и усложняется, то у ребенка могут начаться проблемы с учебой. Основные жалобы в этом возрасте — появление головных болей и утомляемость. Не считая поведенческих реакций — подвижность, проблемы с концентрацией внимания.
Поэтому сразу же с началом учебного года ребенку надо помочь «перестроиться» на учебный процесс. Необходимо следить за соблюдением режима. Важно помнить, что полноценный здоровый сон школьника влияет на успехи в учебе. Дети, которые хорошо высыпаются, менее конфликтные и с большим интересом относятся к занятиям.
Следует оборудовать ребенку комфортное место для выполнения домашних заданий. Однако ученик младших классов не должен долго засиживаться за одним школьным предметом — у него должна быть возможность передохнуть. Пусть ребенок на время прервется и сделает то, что ему нравится.
Детям с повышенной двигательной активностью, которые более эмоциональны и быстрее истощаются, я бы порекомендовала успокаивающий чай с травяными препаратами и гомеопатические средства, которые безопасны для организма.
Есть препараты, способствующие и улучшению эмоциональной сферы, и повышению работоспособности мозга. Но принимать такие препараты можно исключительно после консультации со специалистами — психиатром или неврологом.
В начальных классах надо исключить быстрые игры в вечернее время, уменьшить занятия за компьютером. Что касается просмотра телевизора, то это должно быть строго определенное время (не более получаса, а если у ребенка проблемы со зрением — еще меньше) и только те передачи, которые предназначены для детей.
В тяжелых случаях, если дети трудно адаптируются в школе, не могут сосредоточиться на уроках, не воспринимают материал, и учитель уже обращает на это внимание родителей, — необходима консультация специалиста. Классный руководитель может направить таких детей к школьному психологу для обследования и коррекции поведения. Специалист может оценить уровень интеллекта, устранить невротические реакции и выявить невротические расстройства, посмотреть степень адаптации ребенка. При более выраженных симптомах ученика необходимо направлять на консультацию к невропатологу и психиатру. Не надо бояться психиатра: ведь на сегодняшний день «гиперактивные дети» — едва ли не большая часть школьников. Если взять с 1­го по 5­е классы — то там гиперактивных детей очень много. Но если внимание этих детей не приходит в норму, и они будут продолжать плохо воспринимать школьную программу, то в старшей школе им будет очень тяжело учиться. Начнутся проблемы и с поведением, и с успеваемостью, а учителя потребуют от родителей принятия необходимых мер.
Записал Сергей КРАМАРЕНКО.


Запись на прием к врачу


После отправки сообщения, наш специалист свяжется с Вами для уточнения деталей

Записаться к врачу
Укажите желаемую дату приема


Вверх

ХАРЬКОВ

Площадь Конституции 26
Дом Науки и Техники, 2й этаж

+38 /057/ 760 47 60
+38 /057/ 760 47 70
+38 /057/ 759 09 99
+38 /057/ 714 29 72

КИЕВ

+38 /044/ 360 29 60
+38 /097/ 493 63 61

ул. Попудренка ,34
( водолечебница) каб 708)

пр-т 40 летия октября 59 а
( поликлиника № 10 )
Голосиевского района (каб 701)

ДНЕПР

пр-т Карла Маркса 67 -А во дворе ТЦ "ГРАНД ПЛАЗА", (остановка ул. Ленина)

+38 /056/ 767 16 77
+38 /0562/ 36 10 83
моб. +38 /067/ 670 07 07