Харьков 050-420-90-30 +38 050-420-90-30 +38 098-226-03-38 Киев 097-493-63-61 +38 097-493-63-61 Днепр 067-670-07-07 +38 067-670-07-07
* информация для специалистов медиков

Зубной заговор

Ой, болить у мене зуб,
Бо не хоче їсти суп.
Хоче меду, хоче грушки, хоче білої пампушки.
А якщо дасте сметани-
Вмить боліти перестане.

Какими смелыми мы бы все не были, но поход к врачу у многих вызывает неприятный холодок внутри. Тем более, если этот врач – стоматолог. Может быть неспроста с зубами связанно такое количество «домашних» методов лечения и удаления. Как только с зубами возникает проблема, мифологические корни нашего сознания дают о себе знать. Это отражено в языке, и, конечно же, в повериях. Видимо поэтому заговоры зубов стали одними из первых, которым нашлось место в литературе, да и сейчас они не утратили своей популярности.

Хотя само по себе выражение «заговаривать зубы» носит негативный оттенок, намекая на бесполезность этого метода лечения, тем не менее тема зубов, а также связанных с ними мифов и представлений не теряет своей актуальности. Как все вы уже догадались, в этой статье мы поговорим не о заговоре зубов против человека, а о лечении зубов заговорами.

Зубы всегда были важны для людей. Они притягивают внимание и потрясают воображение, ибо длительно сохраняются, не гниют и не теряют форму. Они, как крепостная стена, прикрывают доступ в таинственное и неведомое нутро.
Разнообразны жизненные сюжеты, связанные с зубной символикой. Например, зубами украшали шлемы воинов (у Одиссея это были зубы вепря).
В расположенном на территории нынешнего Мозамбика царстве Софала вождь, лишившийся переднего зуба, обязан был кончить жизнь самоубийством. По мнению соплеменников, управлять племенем при таком дефекте он уже не может.
Для шумерских жрецов обязательны были высокий рост и здоровые зубы.
Большой известностью пользуется в городе Каиди (Шри-Ланка) одна из самых почитаемых буддийских святынь – храм Зуба, где хранится зуб Будды. Легенды гласят, что он был найден в пепле после кремации, проведенной 2,5 тыс. лет назад.
О важности зубов говорят сохранившиеся с давних времен выражения наподобие «око за око, зуб за зуб».
Иногда бывает дело, которое «не по зубам». Если что-то не нравится, говорят «сквозь зубы». В голоде и нищете «помещают зубы на полку». Их можно и «стискивать», и «скалить», и «держаться зубами за свое». А «скрежет зубовный», нередко сопровождающий великое горе, слышен больше самому, чем окружающим.

Ну, и конечно же, с зубами связано множество народных поверий и примет. Например, «твердые острые зубы» считали признаком энергичного, воинственного человека; «мелкие зубы» связывали с мелочностью и жадностью, а «крупные» – с добротой и открытостью характера.
В некоторых регионах, в частности в Новой Гвинее, если ребенок рождался уже с несколькими зубами (а это хоть и редко, но случается), он был обречен. Его убивали, как якобы приносящего несчастье всему роду.
Чтобы у младенца зубы росли лучше, еще в XIX в. в ряде городов Европы у пойманной мыши отрезали голову и вешали на шею ребенку – таким образом сближали его молочные зубы с отличающимися большой крепостью зубами грызуна.
Интересно, что название «молочные» зубам дал Гиппократ. Он был убежден, что первые зубы ребенка формируются из молока. Прорезываются они у грудного младенца на 6–7-м месяце. Шекспир свидетельствовал о безобразном Ричарде III: «С зубами ты родился в знак того, что в мир пришел, чтобы терзать людей».
В Древнем Египте полагали, что зуб является вместилищем демона в виде червя-кровососа.
Боролись тогда с болью своеобразно: травмировали десны ногтем или косточкой, причем обязательно до крови, ибо тем самым «передавали» кровь с демоном предмету, наносящему травму.
Любопытны и не совсем понятны древнехристианские рекомендации по лечению зубов: зубную боль можно успокоить, если обернуть больной зуб маленьким кусочком пергамента, исписанным молитвами; поместить в кариозную полость живую вошь, или поцеловать осла, или откусить голову живой мыши, или полоскать зубы утренней мочой ребенка (предпочтительно мужского пола).
У славянских народов зубы чаще всего заговаривали (в прямом смысле), снимая так зубную боль.

Заговор — фольклорный текст магического характера и обряд его произнесения в основном бытовал в устной форме. Первые фиксации заговоров на русском языке восходит к эпохе Древней Руси. Типичный фрагмент донесла до нас берестяная грамота второй половины 14 века из Новгорода: “... так ся розгори сердце твое и тело твое и душя твоя до мене и до тела до моего и до виду до моего”. Многочисленные тексты заговоров сохранились в рукописных сборниках и следственных делах о колдовстве 17 — 18 веков.

Для русских и белорусских заговоров характерны зачины, в которых воспроизводится своеобразная пространственная структура мира и описывается путь в нем субъекта, например: “Стану я, раб Божий имярек, благословясь, пойду, перекрестясь, из двора во двор, из ворот в ворота, в восточную сторону, на Окиян море”, или “На мори на Окияне, на острове на Буяне лежит камень; на том камне сидела Пресвятая Богородица...”.
Мифический сюжет развертывается, как правило, в особом пространстве — в центре мира, на острове среди моря - океана, на камне Алатыре, возле священного дуба или в других сакральных местах:
— Месяц молодой, на тебе рог золотой.
— Ты на том свете был?
— Был.
— Мертвецов видал?
— Видал.
— Они там лежат?
— Лежат.
— У них зубы не болят?
— Не болят.
— Так пусть же у рабы Божьей (имя), крещённой, зубы не болят.
В качестве исполнителя 3АГОВОРА может выступать само лицо, заинтересованное в его успехе, или знахарка, колдун, к которым обращались за помощью. Заговоры от детских болезней произносила или мать ребенка, или баба - повитуха, или специально приглашенная для этого соседка, или знахарка. Несложными заговорами от бородавок, от ушиба, от кровотечения, при встрече с волком и тому подобного владел каждый человек.
Произнесение обставлялось как определенный ритуал, причем значимым было, кто и каким образом произносил заговор, а также вся обстановка, в которой это происходило. Как правило, заговоры шептали, не проговаривая отчетливо слова, при этом совершали действия, имеющие символический смысл: крестились, сплевывали, обращались к предметам, упоминаемым в тексте.

Наиболее удачным временем для исполнения заговоров считалась утренняя или вечерняя заря, а место определялось содержанием самого текста, например, заговоры от детской бессонницы, обращенные к курам, произносили у куриного насеста.
А вот зубы заговаривать следует вечером, - как раз тогда из-за «усталости» нервной системы начинают болеть зубы.
Заговор читается на редьку или сучок ели.
- На море на океане, на острове Буяне,
стоит апостольская церковь,
стоит Мать Пресвятая Богородица
и Преподобный Антипий, зубной исцелитель.
Он просит и молит угодников Божиих
о рабе Божией (имя):
Как бы у вас, угодники Божий,
зубы не болели,
Так бы у рабы Божией (имя)
зубы не болели.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.
Произнесение лечебных заговоров сопровождалось массажем, элементами гипноза. Больному давали пить “наговоренную” воду, другие снадобья, советовали ему соблюдать те или иные правила и запреты.
Так что дело ваше, и если кому-то проще полоскать зубы мочей, чем найти в себе силы отправиться к стоматологу - ни кто не сможет ему помешать. Главное помните, что за внешней безвредностью заговоров, вы обращаетесь за помощью к существам другого порядка. И тут уж следует решить заранее, насколько интересно и значимо для этих самый сил ваша зубная боль. Кстати, может быть и из-за этого бытует мнение, что несмотря на то, что после заговора боль утихнет, все равно болевший зуб не будт вам долго служить, и вскоре выпадет.
ВСТАВКИ:
В Древней Японии, Индокитае женщины чернили зубы лаком. Видели такие зубы и у пожилых крестьянок во Вьетнаме.
Но уместно заметить, что московский обычай чернить зубы в Белозерске и Торопце сохранялся еще достаточно долго. Можно сослаться на А.Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву», глава «Новгород»), описывающего портрет жены купца: «Парасковья Денисовна, его новобрачная супруга, бела и румяна. Зубы как уголь. Брови в нитку, чернее сажи».
Достичь такого цвета было не так-то просто. В дело шли не только кислоты, но и порошок танина с уксуснокислым железом. Было это признаком принадлежности к знати, символизировало статус замужней женщины, а в некоторых восточных государствах – профессию гейши.
Представители испанского племени кельтиберов, наоборот, отбеливали свои зубы, и весьма дешевым способом, о котором нам поведал римский поэт Катулл: Уж так заведено – мочою собственной Там чистят утром зубы и полощут рот. И кто из кельтиберов белозубее, тот, значит, и мочу хлебал прилежнее.

Врезка: С древних времен известно стремление человека украшать свои зубы. Так, майя красили зубы бирюзой, нефритом, просверливали в них отверстия и вставляли туда драгоценные камни. Возлюбленные пиратов Карибского моря щеголяли зубами, сделанными из бриллиантов.
Похоже, мода возвращается. Появились современные декоративные накладки, или инкрустации, для зубов. Основными материалами, использующимися в качестве украшений, являются золото и драгоценные камни. Украшения из золота чаще всего изготавливаются в форме звездочек. Бриллианты могут фиксировать на зубы как отдельно, так и в составе золотой конструкции.


Существует 2 способа прикрепления декоративных накладок. В первом случае используется технология микропротезирования. Для зуба изготавливается «керамическая» накладка, на которую прикрепляют украшение. Затем с помощью специальных пломбировочных материалов полученную накладку фиксируют на зубе. Это позволяет украсить зуб и одновременно закрыть имеющийся дефект.

Вторая методика предполагает фиксацию украшения прямо на эмали зуба, если зубы здоровые. Эмаль обрабатывают специальным образом, после чего наносят прочный пломбировочный материал, на который и прикрепляют украшение. Использование супер стойких пломб позволяет надежно удерживать украшение.
Методики требуют высокой квалификации стоматолога, поскольку потеря украшения недопустима, так же, как и разрушение зуба. Украшенные зубы требуют особого ухода. Так, золото под действием слюны может тускнеть, в связи с чем требуется регулярная полировка, которую проводит стоматолог. А вот чистить зубы можно без ограничений, так же, как и есть любую пищу.

АЛЕКСАНДР ЗОЛОТЬКО


Запись на прием к врачу


После отправки сообщения, наш специалист свяжется с Вами для уточнения деталей

Записаться к врачу
Укажите желаемую дату приема


Вверх

ХАРЬКОВ

Площадь Конституции 26
Дом Науки и Техники, 2й этаж

+38 /057/ 760 47 60
+38 /057/ 760 47 70
+38 /057/ 759 09 99
+38 /057/ 714 29 72

КИЕВ

+38 /044/ 360 29 60
+38 /097/ 493 63 61

ул. Попудренка ,34
( водолечебница) каб 708)

пр-т 40 летия октября 59 а
( поликлиника № 10 )
Голосиевского района (каб 701)

ДНЕПР

пр-т Карла Маркса 67 -А во дворе ТЦ "ГРАНД ПЛАЗА", (остановка ул. Ленина)

+38 /056/ 767 16 77
+38 /0562/ 36 10 83
моб. +38 /067/ 670 07 07